Витражи и художественное стекло в архитектуре и интерьере: Отель «Otlet».
В Брюсселе, на пересечении улиц Флоренция, 13 и Ливорно, 48, располагается одно из самых интересных в архитектурном и интерьерном плане зданий — Отель «Otlet». Отель приобрел имя своего владельца и известного библиографа, социолога Павла Отлета, решившего превратить свой особняк в шедевр модернистского искусства.
Начиная с 1894 по 1898гг известный архитектор Octave van Rysselberghe и Henry Clemens Van de Velde, живописец, архитектор и дизайнер интерьеров, занимались постройкой и созданием стилевого шедевра, ставшего впоследствии национальным достоянием Бельгии. Перед архитекторами была поставлена непростая задача: сделать особняк непохожим ни на одно существовавшее ранее здание, отдав предпочтение стилю Модерн (Art Nouveau). Понятно, почему дизайнером интерьера стал Henry Van de Velde — один из трех основоположников Art Nouveau в Бельгии.
Занимаясь тщательным планированием фасада и внутреннего интерьера особняка, Octave van Rysselberghe и Henry Van de Velde во всем стремились к плавным линиям, использованию металла и стекла. Арт-нуво позволил авторам совместить функциональность и удобство с изяществом изогнутых линий и использованием художественного стекла и витражей. Отличительной особенностью Hotel «Otlet» продолжает оставаться его асимметричный фасад из золотистого камня с ленточной фреской в синих тонах, обусловленный не только стилевым выбором создавших его архитекторов, но и основной задумкой — все комнаты особняка доступны с лестницы. Поэтому все три этажа с одной стороны совершенно разные: с окнами разного размера, всевозможными балкончиками, эркерами, непохожими один на другой.
Такая разноуровненность на фасаде была достигнута за счет необычной лестницы внутри дома, которая будто пронизывает все здание и создает неровные уровни полов на этажах, ощущение свободного пространства, наполненного удивительным светом от витражей на окнах и внутренних перегодках всего здания. Стоит обратить внимание на лестничные перила и оформление самой лестницы. Выполненные из дерева, перила с плавными поворотами и изгибами позволяют лестнице не выглядеть массивно и громоздко. Итак, особняк разделен на уровни. На самом нижнем находятся гостиная, кабинет, столовая, кухня, комната для служащих, гардеробная. Второй уровень включает спальни, ванные комнаты, а на мансарде — чердак и комнаты отдыха. Комнаты в доме разделяются не только межкомнатными, но и раздвижными дверями, что позволяет экономить пространство и гармонично сочетаться с полами разного уровня. До сегодняшних дней сохранились оригинальные дверные ручки, выполненные из металла, представляющие собой изящные цветочные переплетения.
Бельгия с ее погодными условиями (то яркое солнце, то дождь) словно создана для домов с витражами. Сквозь них, играя светом, выполняются все задумки создателя. Так и в Hotel «Otlet», в солнечный день можно заметить, как изменяется тон освещения на лестнице, а когда похода хмурится, витражи передают ощущение тайны, созданной автором.Кажется, что весь особняк и проектировался только для таких удивительных витражей из цветного фактурного стекла.
В художественном стекле и витражах можно проследить природные мотивы, плавные изгибы и линии растений, загадочных цветов, присущих Модерну. Автором этих витражей был сам Henry Clemens Van Velde, сумев передать свою идею в яркости образов и гармонии одновременно.
Над входной дверью фасада Hotel «Otlet», под крышей из белого кирпича, расположен первый витраж с типично цветочным узором, выполненный из стекла природных оттенков: желтого, зеленого, голубого, земляного, синего. Дверная ручка точно повторяет этот модернисткий узор в металле. На втором этаже расположен самый большой из витражей, занимающий практически всю стену примыкающую к лестнице. Он состоит из трех частей, в виде буквы «Т», образуя невиданный цветок, состоящий из плавных переплетений и изгибов. Находящиеся по бокам двери со вставками из желтого художественного свекла завершают картину, дополняя ее солнечным светом. Другие раздвижные и обычные двери между комнатами тоже выполнены со вставками преимущественно желтого текстурного стекла, создающего с лакированным древесиной теплый эффект.
Во всех витражах, размещенных в особняке, прослеживается общее стилевое решение, повторяются отдельные элементы (даже в интерьере) и узоры. Если говорить о цветовых сочетаниях, то это оттенки желтого, зеленого, синего, коричневого стекла, обрамленного деревянной рамой.
Пожалуй, для того времени, когда делались такие витражи, это был кропотливый и ответственный труд, т. к. витраж имел большое количество мелких деталей наряду с большими фрагментами.
Под крышей, в центре, также находится купольный витраж в форме вомьмиугоьника с преобладанием синих, голубых, белых оттенков стекла. Можно предположить, что он ассоциируется с небом. Витраж на потолке особняка справляется с функцией дополнительного освещения днем — пропуская солнечный свет, а вечером при искусственном освещении — игриво поблескивает. Причем, внимательный взгляд позволяет увидеть, что в этом витраже присутствуют немного другие узоры, но сохраняется плавность линий и цветочный орнамент.
Как уже упоминалось выше, автором всех витражей стал сам Henry Van Velde, а изготовлены они были витражистом по фамилии Gdalewitch. Примечательно, что в 2003 году реставрацией особняка занимался его потомок Jean-Marc Gdalewitch, продолжатель семейных традиций витражного дела в Брюсселе. И хотя, данное здание не приобрело должной популярности в мире архитектуры или в витражном искусстве, оно продолжает оставаться национальным памятником и стилевым наследием бельгийцев.