Краткий словарь

Витраж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло)

— произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Классический витраж

— образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из мягкого металла или пластика. Классическим витражом принято считать витраж в свинцовой протяжке из прозрачных цветных стекл, подкрашенных по рисунку(картону) черным или коричневым контуром (краска по стеклу) и отожженных в печи.

Витраж Тиффани

- паяный витраж в технике "Тиффани". Название техники произошло от имени Луиса Тиффани, американского художника, дизайнера и ювелира, представителя модерна, впервые применившего эту технику изготовления (производства) витражей. Цветные узорчатые стекла вырезаются стеклорезом по рисунку, обматываются фойлом и спаиваются оловом с помощью паяльника. Швы паяного изделия патинируются. Готовое изделие устанавливается в раму деревянную или металлическую или держатели.

Фьюзинг (Fusing, от англ. Fuse — «спекание, плавка»)

— относительно новая технология изготовления витража. Фьюзинг — техника спекания стекла в печи, в таком витраже отсутствуют металлические соединения между стеклами. Цветное стекло для фьюзинга (спекания) вырезается стеклорезом по рисунку стекло, выкладывается на фоновое стекло и спекается в печи при температуре от 800 °C и более. При спекании стекла становятся округлыми, появляется объем. Применяется для изготовления перегородок, стеклянных картин, панно, витражных ниш, витражных вставок в двери, дизайнерских тарелок, часов и других предметов интерьера. Часто элементы фьюзинга испольуют в витражах Тиффани.

Накладной витраж

- образован нанесением(наклеиванием) на стекло различных цветных, текстурных или матовых покрытий (пленка - накладной витраж, краска - расписной, рисованный витраж). Накладной витраж считается имитацией паянного витража и соответственно более бюджетный и менее долговечный. Также нередко используются фьюзинговые элементы. Применяемые покрытия в некоторой степени увеличивают прочность стекла. Такие витражи часто применяются в шкафах-купе, межкомнатных дверях и перегородках.

Моллирование (от лат. mollio — размягчаю, плавлю)

— технология формовки промышленных и художественных криволинейных изделий из нагретого листового стекла. Моллированием получают относительно простые поверхности (цилиндрические, сферические), используемые в производстве ветровых стёкол автомобилей, современной мебели, кухонных фасадов, архитектурных деталей, аквариумов и т.п.

Триплекс (от лат. triplex — тройной)

— многослойное стекло (два или более органических или силикатных стекла, склеенные между собой специальной полимерной плёнкой, способной при ударе удерживать осколки). Как правило, изготавливается путём прессования при нагреве. Триплексное стекло применяется при остеклении транспортных средств (автомобилей, железнодорожного подвижного состава, самолётов, судов и т. п.), окон и фасадов зданий, лестничных пролетов. Существуют специальные триплексы с повышенными шумопоглощающими свойствами, с токообогревом, цветной, зеркальный и т. п.

Стекло

— твёрдый неорганический аморфный материал (прозрачный или непрозрачный), состоящий из оксидов кремния или других «оксидов-стеклообразователей» с включениями «оксидов-модификаторов» и некоторых веществ иного происхождения. Стекло — вещество и материал, один из самых древних и, благодаря разнообразию своих свойств, — универсальный в практике человека. Физико-химически — неорганическое вещество, твёрдое тело, структурно — аморфно, изотропно; все виды стёкол при формировании преобразуются в агрегатном состоянии — от чрезвычайной вязкости жидкого до так называемого стеклообразного — в процессе остывания со скоростью, достаточной для предотвращения кристаллизации расплавов, получаемых плавлением сырья (шихты). Температура варки стёкол, от 300 до 2500ºС, определяется компонентами этих стеклообразующих расплавов (оксидами, фторидами, фосфатами и др.). Прозрачность (для видимого человеком спектра) не является общим для всех видов существующих как в природе, так и в практике стёкол.

Цветное стекло

Обычная стеклянная масса после остывания имеет желтовато-зелёный или голубовато-зелёный оттенок. Стеклу можно придать окраску, если в состав шихты произвести включение, например, тех или иных оксидов металлов, которые в процессе варки изменят его структуру, что после остывания, в свою очередь, заставляет стёкла выделять определённые цвета из спектра проходящего сквозь них света. Железистые соединения окрашивают стекло в цвета — от голубовато-зелёных и жёлтых до красно-бурых, окись марганца — от жёлтых и коричневых до фиолетовых, окись хрома — в травянисто-зелёный, окись урана — в желтовато-зелёный (урановое стекло), окись кобальта — в синий (кобальтовое стекло), окись никеля — от фиолетового до серо-коричневого, окись сурьмы или сульфид натрия — в жёлтый (в самый же красивый жёлтый окрашивает, однако, коллоидное серебро), окись меди — в красный (так называемый медный рубин в отличие от золотого рубина, получаемого прибавкой коллоидного золота). Костяное стекло получается замутнением стекломассы пережжённой костью, а молочное — прибавкой смеси полевого и плавикового шпата. Теми же прибавками, замутив стекломассу в очень слабой степени, получают опаловое стекло. Окрашенные стёкла, помимо других областей применения, используют в качестве цветных светофильтров.

Художественное стекло

Этот материал изначально, и в силу разнообразия своих декоративных возможностей, и благодаря уникальным свойствам, в том числе — подобию красивейшим самоцветам, а порой в чём-то и превосходя их, именно через изобразительное творчество, с момента, когда слиток впервые оказалось на ладони мастера, — радует и, вероятно, всегда, чаруя, будет присутствовать в жизни способного ценить его красоту. Нелишним будет напомнить и то, что некогда ценой своей с золотом могло соперничать только стекло. Действительно, самые ранние его рукотворные образцы — украшения.

Выдувание стекла

— операция, позволяющая из вязкого расплава получить различные формы — шары, вазы, бокалы. С точки зрения стеклодува стёкла делятся на «короткие» (тугоплавкие и термостойкие, например — «пирекс»), пластичные в весьма узком диапазоне температур и «длинные» (легкоплавкие, например — молибденовое) — имеющие этот интервал значительно более широким. Важнейший рабочий инструмент стеклодува, его выдувальная трубка - это полая металлическая трубка длиной 1—1,5 м, на одну треть обшитая деревом и снабжённая на конце латунным мундштуком. Пользуясь трубкой, стеклодув набирает из печи расплавленное стекло, выдувает его в форме шара и формует. Для этого ему нужны металлические ножницы для отрезания стеклянной массы и прикрепления её к трубке, длинные пинцетообразные клещи из металла для вытягивания и формования стеклянной массы, для образования тиснёных украшений и т. д., сечка для отсекания всего изделия от трубки и деревянная ложка (скалка, долок — в форме коклюшки) для разравнивания набранной стекломассы. Предварительно отформованное с помощью этих инструментов стекло («баночку») стеклодув вкладывает в форму из дерева или железа. Оставшийся от отшибания след (насадок, колпачок) приходится удалять шлифовкой. Готовое изделие отшибают от трубки на вилы и несут в отжигательную печь. Отжиг изделия производится несколько часов при температуре около 500°С с тем, чтобы снять возникшие в нём напряжения. Неотожжённое изделие может из-за них рассыпаться при малейшем прикосновении, а иногда и самопризвольно. В демонстрационных целях это явление издавна эффектно показывается на батавских слёзках - застывших каплях из стекла.